Необычный функциональный дизайн — это всегда конкурентное преимущество

 

 

Интервью   |   Александр Минаев   |   №5 октябрь 2016

 

 

Для путешественников или деловых туристов любой отель начинается со стойки регистрации. А вот для отельера история гостиницы начинает отсчет задолго до ее открытия — с задумки, проработки концепции, утверждения дизайн-проекта. Это основополагающие этапы, от которых впоследствии будут зависеть успешность и прибыльность бизнеса. В чем же заключается правильная разработка концепции отеля, как в нее «вписать» дизайнерскую и архитектурную части? О чем важно не забыть, работая над проектом отеля? Ответить на эти и ряд других вопросов мы попросили директора компании Art People Group Александра Минаева

Александр Минаев,
директора компании Art People Group

 

Академия гостеприимства: Александр, прежде всего давайте представим читателям Вашу компанию: как долго она на рынке и какие услуги предлагает предприятиям сферы HoReCa?

Александр Минаев: В 2001 году появилась идея создания организации, которая будет помогать рестораторам, отельерам и клубным промоутерам генерировать и реализовывать новые проекты в сфере HoReCa. Так возникла компания Art People Group.

Основными коммерческими направлениями новой организации являются предоставление услуг по:

• проектированию зданий и сооружений;

• дизайну общественных и коммерческих интерьеров;

• дизайну мебели;

• открытию ресторанов, ночных клубов, развлекательных центров и гостиниц.

 

В состав Art People Group, помимо проектной, дизайнерской и декораторской групп, входят:

• строительное подразделение;

• подразделение по запуску проектов в коммерческую эксплуатацию (Start Up);

• подразделение по подбору и тестированию персонала;

• собственное производство столярных изделий и мебели для заведений общепита.

 

Компания Art People Group — официальный партнер первой интерактивной премии «Лучший ресторан 2004-2005» — организатор MENU.RU.

 

В 2008 году «Арт Пипл Групп» получила 1-е место на премии «Лучший поставщик для ресторанов – 2007» в категории «Лучший поставщик консалтинговых услуг». Меня как руководителя компании включили в экспертный совет интернет-портала restoranoff.ru, принадлежащего Издательскому дому «Ресторанные ведомости», в преподавательский состав Государственного Университета Управления по программе RMA «Менеджмент в ресторанном бизнесе и клубной индустрии».

 

B 2008 году компания «Арт Пипл Групп» открывает новый проект — ClubConcept.ru, логическое продолжение деятельности компании Art People Group на рынке услуг для клубной индустрии. Цель этого проекта — ознакомить будущих и нынешних владельцев ночных клубов, промоутеров, арт-директоров, управляющих и администраторов с новыми тенденциями на клубном рынке, поделиться опытом, познакомить с новыми персонажами и рассказать о последних событиях в клубной индустрии.

 

В 2009 году Art People Group получила премию как «Лучшее Дизайнерское Агентство» на церемонии «Лучший поставщик рынка HoReCa 2008 года» по версии MENU.RU. В этом же году учреждена новая дочерняя компания «Art People Group — Поволжье» со штаб-квартирой в Пензе. Новый филиал создан для работы с клиентами из Поволжского региона.

 

Годом позже при участии Art People Group создана профессиональная консалтинговая компания Business Hospitality Group (BHG). Основные ее задачи — комплексное консультирование инвесторов в индустрии гостеприимства (гостиничные и коттеджные комплексы, рестораны и кафе, объекты класса boutique и luxury, фитнес/велнес и SPA-комплексы, горнолыжные и гольф-комплексы, яхт-клубы, ТРЦ и пр.), аудит деятельности работающих объектов, разработка концепций, маркетинг, бизнес-планирование, проектирование, подготовка объектов к запуску в коммерческую эксплуатацию.

 

В том же, 2010 году, учреждена управляющая компания «АПГ-Проджект». В частности, она занимается оперативным управлением предприятиями общественного питания и индустрии развлечений, построенных специалистами Art People Group.

 

АГ: Ваша компания проектирует отели и рестораны. Расскажите, пожалуйста, какими объектами Вы занимаетесь и что проектировали за последние год?

А.М.: 2015–2016 годы для нашей компании были очень продуктивные — мы спроектировали и приступили к реализации объектов общей площадью 50 000 м2. Основные объекты находятся на дальнем востоке — Хабаровск, Сахалин, Камчатка (это рестораны, ночные клубы, парки отдыха.) Также мы принимаем участие в разработке концепций и проектировании гостиниц в Махачкале, Улан-Удэ, Владикавказе, Бишкеке, Горном Алтае.

 

География наших ресторанных проектов такова: Москва, Самара, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Минск, Астана, Атырау, Актау, Новосибирск, Пенза, Пятигорск, Ереван, Баку, Иркутск, Рязань, Норильск. В общем, живем и работаем в самолетах.

 

АГ: Если говорить о классически правильном подходе к проектированию отеля или ресторана: с чего начинается Ваша работа в проекте?

А.М.: Мы всегда начинаем работу с исследования рынка в том регионе, где планируется строительство заведения: проводим маркетинговое исследование, анализируем инфраструктуру, рынок отделочных материалов и рабочей силы. Параллельно изучаем возможности здания и прилегающей территории. И самое главное — смотрим, для кого мы это делаем, кто наша потенциальная аудитория, каковы ее предпочтения, финансовые возможности. Только после сбора необходимой информации предлагаем концепцию, в успехе которой мы полностью уверены.

 

АГ: Как за последние 2-3 года поменялась мода на гостинично-ресторанный дизайн и концепции?

А.М.: Мода — понятие временное и очень неустойчивое. Существуют определенные тенденции, на которые повлияли кризис и ослабление рубля. Интерьеры стали менее вычурными — повсюду демократия и минимализм. Основное требование — сделать стильно, удобно и недорого.

 

LOFT с лампочками Эдисона — повсюду! Можно ли считать это модой? Скорее — нет. В нашей стране все у всех все копируют: увидели в Москве дизайн ресторана в стиле LOFT — и через год-полтора LOFT повсюду. Честно говоря, я не понимаю стремления быть как все. Новых креативных проектов мало. Инвесторы боятся экспериментировать, хотя во всем мире владельцы заведений поняли, что необычный дизайн — это конкурентное преимущество. Гостям нравятся дизайнерские места. Ведь это позволяет владельцу экономить на продвижении и рекламе своего проекта, гости сами его рекламируют, фотографируясь в интересных интерьерах, выкладывая эти фото в социальные сети. Как раз этим и нужно пользоваться. Мир не стоит на месте. Старые приемы не работают.

 

АГ: Что такое вообще в Вашем понятии современный проект отеля или ресторана?

А.М.: Прежде всего — это бизнес. Проектом должны заниматься профессионалы. Цена ошибки очень велика. Мы всегда начинаем с разработки рабочей модели, смотрим, как будем обслуживать своих гостей, какие конкурентные преимущества и фишки можем предложить. Функциональность и сервис — на первом месте. Картинка (интерьер) только подчеркивает выбранную концепцию и делает проект узнаваемым и желанным.

 

В проекте не должно быть лишних деталей, нагромождения ненужных элементов, декораций и т.п. Все должно отвечать поставленной задаче, и каждый предмет или квадратный метр должен работать и приносить доход владельцу.

Мы за простые, эффектные и функциональные решения. Но у нас есть незыблемое правило: все, до чего может дотронуться гость, должно быть очень хорошего качества!

 

АГ: Если говорить об идеальной ситуации разработки проекта отеля: какие его этапы и в какой последовательности их должен пройти заказчик?

А.М.: В первую очередь нужно начать с разработки общей концепции, модели бизнеса. Второй так называемый этап — разработка архитектурно-планировочной и дизайн-концепции. Третий — это проектная документация, строительные сметы. Четвертый этап — реализация проекта, проведение тендеров, авторский и технический надзор, оснащение и декорирование.

Это укрупненная схема работы по разработке и реализации проекта, вместе с тем каждый этап содержит множество разделов и подразделов.

 

АГ: Можете подсказать, какие самые распространенные ошибки совершают будущие рестораторы и отельеры, работая над концепцией дизайна своего заведения?

А.М.: Самая большая ошибка — заказчик делает интерьер, полагаясь на свой вкус. Часто нанимая неопытного (в данном случае — не узкоспециализированного) дизайнера, который не понимает особенностей и специфики коммерческих интерьеров.

Многие заказчики не обращают внимания на то, как будет жить и меняться интерьер со временем, как можно трансформировать и обновлять помещение, как работать с освещением, проводить различные мероприятия. В общем, не закладывают изначально варианты сценариев работы заведения в различных форматах.

 

АГ: Кроме всего прочего, в числе Ваших услуг — аудит действующих объектов. Что он помогает понять собственнику бизнеса?

А.М.: Мы выявляем критические ошибки: это могут быть неверная планировка, расстановка мебели, неправильно подобранные цвета и освещение, ошибочная логистика и перемещение персонала, иногда неудачная концепция. Нюансов много, мы их находим и даем рекомендации, как исправить ситуацию, чтобы заведение начало работать эффективнее. Как правило, после таких исправлений рентабельность увеличивается на 40–50%.

 

АГ: Как собственнику бизнеса понять, что пришло время его обновить, сменить концепцию или сделать ребрендинг?

А.М.: Известно несколько основных критериев. Рядом открылись новые заведения — и все гости ушли туда. Ваши постоянные гости стали ходить к вам реже, ваш интерьер «устал», вы не смогли стать «классикой».

 

АГ: Какие еще услуги предоставляете гостинично-ресторанному бизнесу?

А.М.: Мы предлагаем услуги «под ключ» — придумываем концепции, проводим маркетинговые исследования, оцениваем помещения, разрабатываем бизнес-планы, проекты, ведем авторский и технический надзоры, реализуем и оснащаем проекты, помогаем запустить (открыть заведение), набираем и обучаем персонал, составляем меню, делаем фирменный стиль, придумываем бренд-буки для тиражирования концепции.

 

АГ: В завершение, если можно, поделитесь прогнозами касательно того, в каком направлении будет развиваться дизайн и концепции отелей и ресторанов, какие материалы будут применяться чаще всего?

А.М.: В России будут востребованы разные стили, но сейчас основной упор делается на внутренний туризм, поэтому стоит смотреть в сторону эко- и этно-стилей в дизайне.

Лучше всего делать акцент на использовании в отделке местных натуральных материалов, этнических мотивов региона, в котором строится заведение, необычных архитектурных решений (в первую очередь — функциональных), которые должны привлекать внимание потенциальных гостей и становиться визитной карточкой региона.

 

Нужно больше экспериментировать и реализовывать смелые идеи. Особенно в крупных городах ориентироваться на путешествующую молодежь и иностранцев, которые хотят «открыть» для себя Россию с другой стороны.

 

Подготовил

Александр Чорный