№3 июнь 2016   |   Дизайн интерьера гостиницы: выбираем оптимальный вариант

 

Сегодня, когда все подчинено требованиям моды и стиля, особую роль в формировании имиджа гостиницы играет ее интерьер. К тому же именно с ним, наряду с отличным сервисом, связан фактор комфорта — ключевой момент при выборе отеля. О том, как грамотно подобрать интерьер в зависимости от типа заведения, влиянии выбранного дизайна на финансовые затраты, а также актуальных тенденциях в этой сфере и поговорим в рамках данного материала как с самими отельерами, так и с дизайнерами и проектировщиками

 

Валентина Глянцева

Одна из ключевых функций гостиничного интерьера, казалось бы, очевидна — он несет в себе эстетическую нагрузку, привлекая внимание гостей. Часто внутреннее убранство номеров, лобби, конференц-залов является одним из главных факторов при выборе отеля. Однако профессионалов отрасли интересует и другая сторона медали — решение коммерческих задач.

 

«Основная функция гостиничного интерьера — решать задачи отеля как предприятия (бизнеса), в том числе обеспечивая комфорт гостей, — отмечает Александр Балабин, генеральный директор компании-проектировщика «Северин Проект». — Грамотность интерьера заключается прежде всего в его функциональности. Далее следует общее впечатление (эстетическая и этическая составляющие), которое формируется за счет принятых архитекторами и дизайнерами стилистических, архитектурных решений, всевозможных деталей, использованных предметов мебели и интерьера. Дизайн интерьера в зависимости от класса гостиницы и желания заказчика может быть как пафосным, так и домашним. При выборе стиля следует оценивать в первую очередь целевую аудиторию, на которую ориентирована данная гостиница (гостиничная сеть). Гостиница бизнес-класса, безусловно, отличается от бутик-отеля семейного типа так же, как «мерседес» отличается от ретро-автомобиля «Фольксваген-жук», расписанного в стиле love and peace.

 

Отельеры также подчеркивают зависимость выбранной концепции интерьера от типа гостиницы. «Арт-отель — это семейный бизнес, мини-отель, включающий 2 стандартных 2-местных номера, домик на двоих и просторный коттедж на 6 человек. Каждый номер выполнен в индивидуальном стиле. Как художники мы не могли создать что-то ординарное. Поэтому и отель получился необычный. Мы тщательно продумывали интерьер каждой из комнат, в которых ни одна деталь не осталась незамеченной, — рассказывает Екатерина Колесникова администратор Арт-Отеля (Переславль-Залесский). — Интересный интерьер — это несомненное преимущество, которое выгодно отличает нас от остальных гостиниц. Немало туристов, приезжающих к нам в город, хотят пожить в столь необычном месте, фотографируют интерьеры, рассказывают о них друзьям и родным. У нас много положительных отзывов и постоянных гостей. Им нравится идея интерьеров, они отмечают продуманность и внимание к каждой детали и, конечно, любовь и теплоту, с которыми выполнено все оформление».

 

В отличие убранства мини-отелей семейного типа, где приветствуются разнообразие и креатив, интерьеры гостиницы бизнес-класса, как правило, подчинены строгой концепции деловой стилистики.

 

«Основной концепцией нашего отеля является идея «немецкого оазиса» в центре Москвы. Мы заботимся о том, чтобы все гости чувствовали себя как дома, и успешно сочетаем немецкое качество с русским гостеприимством. Несмотря на то что в сегменте бизнес-отелей приоритетную роль играют местонахождение гостиницы и качество конференц-услуг, значение интерьера как одного из главных инструментов обеспечения комфортного пребывания гостей нельзя недооценивать, — говорит Сергей Голованов, менеджер по маркетингу Арт-Отеля (Москва). — Интерьеры отеля созданы в соответствии с его деловой направленностью: элегантность и лаконичность исполнения в сочетании с европейской практичностью обеспечивают гостю приятную деловую атмосферу и вместе с тем дарят ощущение комфорта, столь необходимое в бизнес-поездках. Имеет место и приятная особенность: неповторимость каждому номеру и отелю в целом придают единственные в своем роде произведения современного русского искусства, которые при желании можно приобрести на память или в качестве хорошего подарка».

 

Особое положение занимают отели, располагающиеся в исторических зданиях, а также тематические гостиницы, где архитектурные и дизайнерские решения подчинены своеобразной стилистике. В первом случае стиль определяет история здания, во втором — коммерческая концепция отеля (этнический отель, отель «сказочный замок» и т.д).

Что касается сетевых гостиниц, здесь у отельеров гораздо меньше свободы в выборе оформления, которое обычно подчинено одной концепции, заранее определенной головной (управляющей) компанией. «Крупные гостиничные сети как международные торговые марки действуют в рамках единой транснациональной концепции. А если и позволяют себе некие отступления от нее, то в строго дозированных границах. К примеру, используют национальные орнаменты в отделке колонн или какие-либо предметы мебели и интерьера (национальная скульптура), которые размещаются в заранее отведенных для этого общественных местах, — делится опытом Александр Балабин, — в то время как уникальные или разовые объекты вполне могут быть результатом субъективных предпочтений инвестора. Принимая во внимание, что гостиница — это коммерческий объект, дизайн интерьеров в первую очередь должен решать утилитарные задачи, но при этом соответствовать принятым в данной стране или городе национальным эстетическим традициям и общечеловеческим нормам».

 

Выбираем стиль

Стиль интерьера, безусловно, зависит от его местоположения, номерного фонда, истории и целевой аудитории отеля — всех тех факторов, которые формируют общую концепцию гостиницы. Интерьер, напомним, должен являться ее логичным продолжением.

Существует огромное многообразие стилей интерьера. Выделим те, которым сегодня отдают предпочтение отельеры. По словам экспертов, к ним относится «лофт», «минимализм», «классика» (в том числе — стиль 60-х и 70-х годов XX века и Ренессанс), а также «прованс». О них далее и пойдет речь.

 

Интерьер в стиле «лофт» отличает минимализм и достаточное количество свободного пространства. Ключевую роль играют большие окна и высокие светлые потолки (недаром название стиля переводится с английского как «чердак»). Функциональные зоны в таком интерьере выделяются обычно не с помощью перегородок, а посредством контрастного зонирования. Индустриальные признаки в оформлении могут прекрасно сочетаться с хромированными или стальными поверхностями, а также современным техническим оснащением. Мебель в интерьере проста и функциональна и также является частью зонирования. Стиль отличает практически полное отсутствие декора, но в то же время интерьер может дополняться оригинальными аксессуарами или акцентами (к примеру, в виде кирпичной кладки или граффити). «Лофт» подходит городским гостиницам, он также пользуется большой популярностью среди хостелов.

 

Интерьер в стиле «минимализм» близок по духу к лофту. Основные принципы те же: минимум мебели и декора, максимум свободного пространства. Такой стиль идеален для небольших помещений, и, чтобы визуально увеличить комнаты, при его оформлении часто используются светлые цвета, небольшое количество мебели (чем больше функций она будет в себе совмещать, тем лучше), а портьеры заменяются жалюзи. В дизайне превалируют геометрия, простые формы и линии.

 

В отличие от урбанистических «лофта» и «минимализма», интерьер в прованском стиле — это кантри-тематика. Прованс отличают пастельные тона, обилие декора (особенно текстиля, керамики), использование природных материалов (дерево, камень), живых цветов или растительных орнаментов. Отдельный акцент делается на мебели — предпочтительно, чтобы это были ретро-предметы или, по крайней мере, искусственно состаренные детали. Прованс идеально подходит для загородных гостиниц.

 

Классическому стилю характерны: прямая планировка, сдержанная палитра, высокие потолки, паркетные или каменные полы, натуральные материалы, тщательно выполненная отделка и безупречно подобранный декор. Приметная часть классического интерьера — колонны, полуколонны, лепнина, а также люстры, подсвечники, скульптуры. Мебель подбирается из натурального дерева, драпировки — из дорогих тканей. Дешевой классики не бывает, следовательно, такой интерьер — привилегия отелей класса люкс либо гостиниц с богатой историей (в этом случае поддержание внутреннего убранства — вопрос не только имиджа отеля, но и сохранения исторического и культурного наследия).

 

Итак, разные концепции — разные стили, и разные затраты. При выборе дизайна интерьера отельер должен учитывать, что на стоимость проекта влияют не только сроки и объем работ, но и особенности конкретного стиля. Например, обилие деталей в интерьере, как и тщательность их проработки, прибавляет работы дизайнеру, что отражается на итоговой стоимости услуги. «Детальность проработки интерьера, выполненного в стиле «лофт», сложно сравнить со стоимостью аналогичного по площади проекта, разрабатываемого в стиле Людовика XVI. В любом случае стиль интерьера должен быть уместным. Бессмысленно пытаться устраивать «Версаль» в «каморке папы Карло». Гостей всегда будет привлекать качественный, функциональный, эстетически выдержанный интерьер, независимо от выбранного стиля. Даже балаган, сделанный профессионально, будет востребован определенной аудиторией», — отмечает Александр Балабин.

 

Кроме того, к статье расходов на внутреннее обустройство прибавляется стоимость отделки, текстиля, освещения, декоративных элементов и, конечно, мебели. Так что отельер, заказывая дизайнеру проект, должен тщательно проанализировать свои финансовые возможности, чтобы запланированный классический интерьер, в конце концов, не превратился в минимализм, но с колоннами в вестибюле.

 

Выбираем мебель

Одну из ключевых ролей в интерьере играет правильно подобранная мебель. Какой смысл в прекрасно написанной картине над кроватью, если сама кровать жесткая и неудобная? Кроме того, мебель способна как украсить тщательно выверенный интерьер, так и испортить его.

 

«Мебель, безусловно, должна соответствовать как интерьеру, так и общей концепции отеля. Именно мебель в номере или лобби задает стилистическое направление, формирует общее впечатление гостя об отеле, — подчеркивает Наталия Тигорева, дизайнер компании-производителя мебели «Ресторация».— К примеру, в соответствии с выбранной концепцией в курортные зоны чаще ставится мебель в стиле «прованс» или классическом, что больше напоминает домашнюю обстановку, так как гости приезжают на достаточно длительный срок. В то же время в гостиницах городского типа и бизнес-отелях, где гости останавливаются в ходе деловой поездки, отдается предпочтение мебели более строгих форм, стилистически приближенной к офису. Так же номер не перегружается предметами мебели, комплектация учитывает все необходимое для деловых поездок. В сетевых отелях, как правило, существует brend-book, в котором прописаны четкие требования по габаритам и дизайну мебели. В остальных случаях подбор мебели обусловлен интерьером номера, холла, ресторана. Несомненно, стоит учитывать цвет и фактуру покрытия стен, напольные покрытия, текстильное оформление окна и кроватной зоны, особенности светового решения помещений».

 

Стоит отметить, что необходимый набор мебели в номере напрямую зависит от его категории — чем она выше, тем больше мебели потребуется для обстановки, что, конечно, сказывается на затратах.

 

«Категория номера непосредственно связана с габаритами самого помещения, соответственно, чем выше категория, тем больше размер номера и тем больше в нем функциональных зон, — рассказывает Наталия Тигорева. — В номерах типа «эконом» и «стандарт» обычно присутствует классический набор мебели: спальное место (кровать и тумбы), стол с тумбой под фригобар, шкаф, зеркало и панель с крючками, багажница. Номера «премиум» дополнительно комплектуются диванной зоной, кухней, зоной отдыха, где размещены кресла и кофейный стол, при этом такие номера могут комплектоваться различными комодами и тумбой ТВ. При формировании бюджета на закупку можно «поиграть» с наполнением номера, уменьшить количество элементов мебели, но ни в коем случае не экономить на качестве, поскольку от него зависят внешний вид и срок службы мебели».

 

При выборе мебели для гостиницы эксперты советуют обращать внимание на следующие моменты:

1. Материал. Конечно, отели премиум-класса могут себе позволить закупить мебель из натурального дерева, но лидером рынка является мебель из ЛДСП (ламинированная древесностружечная плита), благодаря ее износостойкости и антивандальности. Иногда используется кашированное ДСП (покрытое бумагой), но, в отличие от ламинированного, оно имеет гораздо меньший срок эксплуатации, так как поверхность подвержена истиранию.

2. Соединение деталей. Гостиничная мебель должна проектироваться с учетом того, чтобы ее можно было собрать и разобрать неоднократно. В связи с этим предпочтение нужно отдавать изделиям, где используются металлические стяжки.

3. Фурнитура. Особое внимание стоит обратить на элементы открывания — петли на фасадах мебели и «направляющие» на ящиках. Петли должны плавно закрываться с возможностью регулировки, «направляющие» у ящиков — иметь плавный ход.

4. Обивка. Она также желательно должна быть износостойкой и предназначенной для химической чистки. Выбор ткани, экокожи и кожи учитывается согласно общей концепции дизайна.

 

Кроме того, при выборе мебели для гостиницы нельзя забывать об особенностях эксплуатации, к числу которых относится клининг.

 

«Выбирая модель мебели, следует учитывать ее доступность и функциональность с точки зрения ежедневной уборки номера. Примером функциональной мебели может служить бокс-спринг (основание под матрас) и изголовье, закрепленное на стену. Такое решение более удобно, нежели использование обычных кроватей. Если бокс-спринг снабжен колесным основанием, то его легко можно отодвинуть от стены. Кроме того, наличие полок в шкафах и тумбочках значительно экономит время при уборке, в отличие от мебели с большим количеством выдвижных ящиков», — комментирует Наталия Тигорева.

 

По словам экспертов, качественная мебель может прослужить от 10 до 15 лет. А то и дольше, если ее отреставрировать и сделать главной фишкой в интерьере.

 

«Мы ценим антикварную мебель и дарим ей вторую жизнь. Старые шкафы, комоды, сундуки, стулья и другую утварь мы реставрируем и расписываем. Переславль — старинный провинциальный город, и наша задача — передать гостям особую атмосферу этого места. Мебель, которой клиенты будут пользоваться в комнатах домика в стиле «прованс», раньше стояла в домах жителей Переславля, таким образом, гости смогут прикоснуться к истории, окунуться в прошлое. Недаром больше всего положительных отзывов мы получили именно о бревенчатом домике для двоих», — говорит Екатерина Колесникова.

 

В свою очередь, выбирая мебель, нельзя забывать о главных принципах формирования интерьера в целом — комфорте и уместности. «Удобство гостей определяется не маркой производителя дивана, а его эргономичностью и логичным местоположением в конкретном помещении», — подчеркивает Александр Балабин.

 

Следуем актуальным тенденциям

Современный ритм жизни диктует свои правила, в том числе — и в области дизайна интерьеров. Здесь правят бал удобство и функциональность, вместе со свободой смешения стилей.

Популярным трендом является минималистичность в интерьере: небольшое количество мебели и практически полное отсутствие декора компенсируются большим количеством света и свободного пространства.

 

К слову, само пространство приобретает новые функции. Так, гостиничные вестибюли давно уже перестали быть только местом ожидания гостей и расположения рецепции. Теперь гости, находясь в них, предпочитают общаться, работать и проводить деловые переговоры. Соответственно, многие отельеры оформляют вестибюли в деловом стиле, подбирая удобную мебель и размещая на стенах мультимедийные панели, не говоря уже об обеспечении Wi-Fi. При этом эксперты рекомендуют формировать дополнительные зоны в виде функциональных пространств в уже существующих помещениях, дабы это не легло еще одной нагрузкой на бюджет строительства и обустройства.

 

В вопросе выбора стилистики на смену единообразию пришло индивидуальное оформление каждого номера. «Контрастные по стилю интерьеры не менее привлекательны, чем сдержанный и выверенный дизайн, выполненный в сугубо классическом (палладианском) стиле. Вопрос в качестве проектных решений — в профессиональной компетенции тех людей, которые занимались его созданием», — акцентирует внимание Александр Балабин.

«В нашем отеле каждая категория номеров имеет индивидуальный дизайн. К примеру, основным акцентом и доминантой одного из двухместных номеров является большая картина с красными маками. В поддержку макам в комнате стоят красные пуфы, красные светильники и лоскутное покрывало в красно-оранжевых цветах. Темой для второго номера стали путешествия. Он выполнен в шоколадно-бирюзовом цвете, на стенах и шкафу приклеены карты, под телевизором сложены старинные чемоданы. Таким образом, гость может выбрать то, что ему ближе — романтику чувств или романтику странствий, — рассказывает Екатерина Колесникова. — Бревенчатый домик олицетворяет собой загородную обстановку и выполнен в стиле «прованс». Старинная мебель расписана букетами пастельных тонов, интерьер дополняют глиняные кувшины, покрывало, выполненное в технике пэчворк, вязаные коврики и другие интересные детали. В коттедже стены и полы оформлены росписями, в интерьере также изобилует старинной утварью и мебелью. На полах в комнатах нарисованы крупные маки, на белых стенах — розы. Естественно, в оформлении каждого номера присутствуют картины».

 

Кстати, украшение интерьеров предметами искусства и элементами национальной культуры также является одной из модных тенденций, достаточно актуальных для кантри-отелей. Сегодня отельеры стремятся дать гостю понять и прочувствовать атмосферу того места, где он находится, что особенно привлекает путешественников, которые всегда стремятся уловить местную специфику.

 

В свою очередь, городские отели стараются создать уют в соответствии с не теряющей актуальности экологической темой, украшая холлы большим количеством зеленых растений и используя природные материалы в оформлении.

 

Однако, как бы ни были требовательны гости и капризна современная мода, перед отельером, в случае неудовлетворенности интерьером гостиницы, всегда стоит вопрос: обновить или поменять?

Безусловно, косметический ремонт периодически необходим любой гостинице. «Последняя реновация в нашем отеле проводилась порядка года назад и длилась 3–4 месяца. Touch up-ремонт время от времени необходим всем гостиницам, поскольку изнашиваемость номеров неизбежно приведет к негативной оценке гостей и, как, следствие — к потере репутации отеля», — считает Сергей Голованов.

 

Тогда как кардинальная смена интерьера зачастую означает смену стиля отеля в целом. А это достаточно рискованный и затратный в финансовом плане шаг. «Смена стиля часто зависит от «здоровья» предприятия. Нет никакой необходимости кардинально изменять то, что хорошо работает, любимо гостями, воспринимается ими как собственный дом и является частью привычных впечатлений», — уверен Александр Балабин.

 

Момент эмоциональной оценки гостя очень важен для отеля. Интерьер может быть сколько угодно функциональным и современным, но какой в этом смысл, если гостям в нем некомфортно?

 

Итак, еще раз перечислим ключевые моменты в формировании гостиничного интерьера:

1. Соответствие бизнес-задачам отеля и выбранной концепции.

2. Уместность и функциональность.

3. Акцентирование внимания на специфике отеля.

4. Соответствие требованиям целевой аудитории.

5. Обеспечение комфортного пребывания гостей.

 

Последний фактор, пожалуй, является приоритетом. Ведь если в отеле все направлено на то, чтобы подарить гостю чувство комфорта, он обязательно вернется туда, в полюбившиеся интерьеры, неважно, выполнены ли они как средневековый замок или деревенская изба.

 

ОФОРМИТЬ ПОДПИСКУ ЖУРНАЛА НА 2017 ГОД >>>